Какая она — кавказская свадьба?

В каждой культуре, у каждой национальности есть свои традиции, обычаи, а при проведении свадеб они выражаются особенно ярко. Это подтвердило и наше знакомство с кумыкской (кумыки – одна из национальностей, проживающих в Дагестане) свадьбой. Проходила она в деревне Тимераул.

Самой свадьбе предшествует целый ряд обычаев, которые кумыки соблюдают со всей строгостью – порой, мне казалось, что время здесь в этом плане остановилось давно в прошлом. Но с другой стороны именно следование обычаям и делает национальные свадьбы колоритными, своеобразными. Поэтому и наблюдать за всем происходящим нам было очень интересно.

Главный в семье — мужчина
Первый момент, который меня удивил, касался отношений молодых, в ходе которых они приняли решение создать семью. Так вот, оказалось, вопрос о том, сколько до свадьбы встречались девушка и молодой человек, здесь просто неуместен – какое-либо тесное общение, не говоря уже о близких отношениях, между молодыми до свадьбы не допускаются, порицаются обществом.

Невеста мне объяснила, когда парню нравится девушка, то он отправляет к ней, её родителям своих людей, чтобы таким образом выразить симпатию и намерение жениться. А уж потом отец девушки (или старший мужчина в семье, когда нет отца, это брат), приняв во внимание мнение девушки, даёт сватам положительный или отрицательный ответ. Кстати, к мнению девушки могут прислушиваться не все отцы – но в любом случае, решение старшего мужчины в доме должно быть выполнено.

— У меня отец в этом плане понимающий человек, даже когда подошёл возраст замуж выходить, и свататься начали приходить, он меня не заставлял, уважал моё мнение. То есть моя семья создаётся по обоюдной симпатии, хорошо, что так сложилось, — поделилась со мной невеста.

Но вместе с тем, было понятно, что её отец, добрый и мягкий человек, пользуется в семье большим уважением, а его просьбы, пожелания выполняются домашними без каких-либо пререканий. Большой вес в семье имеет и сын – во всяком случае, для нашей невесты авторитет отца и брата были непререкаемы.
Кстати, на сыновей возлагается особая ответственность – они (самый младший в семье, или единственный в семье) остаются жить с родителями и после женитьбы, строят свою семью рядом с родителями. Поэтому мой вопрос к матери невесты: «Вы здесь вместе с семьей сына живёте?», — для них, видимо, прозвучал глупо.

За тебя калым отдам…
Согласитесь, у нас приданое за невестой, и калым за невесту – момент необязательный, во многом он зависит от возможностей семей молодых. Но здесь, как я поняла, эти вещи – дело чести каждой семьи, поэтому они строго выполняются (есть перечень вещей, которые стороны должны приобрести), несмотря на большие затраты.

Так вот, жених в ходе помолвки задаривает невесту украшениями, именно задаривает, причём, как нашу невесту, кольцом и комплектами из золота! (Свои украшения невеста показала нам охотно – пообсуждали, оценили их, как говорится, между девочками). Затем перед свадьбой он должен одеть её с ног до головы, и в перечень покупаемых им вещей желательно должна входить и шуба. Когда невеста получает такой гардероб от жениха, к ней для того, чтобы его осмотреть, оценить, похвалить приходят соседки – так весть о том, какими подарками задарил жених невесту, разлетается по всей деревне (это здесь немаловажно).

Доставка вещей невесты, в том числе купленных ей женихом, в дом, где будет жить будущая семья (это дом свёкра и свекрови) тоже целый ритуал. Для этого собирается 8-10 родственников невесты и с её вещами (без самой невесты) они идут в дом жениха, там вещи размещают и расставляют по своему усмотрению, а затем устраивают небольшой праздник.

Здесь объясню: так как сын строит свою семейную жизнь рядом с родителями, то, как правило, он приводит невесту на свою половину дома – такая сторона дома учитывается сразу при строительстве или достраивается потом, как только сын решает жениться. Таким образом, здесь большинство домов имеет общую кухню, которая соединяет две стороны дома – сторону, где живут родители, и сторону молодых.
Так вот, невеста (точнее её родители, семья) к своему приходу в дом мужа должна обставить мебелью, посудой, занавесить шторами, застелить коврами и вообще снабдить всем необходимым свою сторону дома. Обязанность эта не из дешевых, как признался отец нашей невесты, на это дело у него ушло около 400 тысяч рублей – на приданом дочери не сэкономишь, ведь сторона жениха потом будет рассматривать, оценивать. При этом, покупка всего этого приданого и вообще оформление им стороны дома молодых (делают это тоже родственники невесты) происходит без участия самой невесты – всё это она видит впервые только в день свадьбы, когда молодой муж приводит её уже в их дом.

В этом плане как же было непривычно наблюдать за переживаниями невесты по поводу того, какую мебель, посуду приобрели её родственники, как они обставили её будущий дом, как ей будет житься в другой деревне, в доме, который до свадьбы она и в глаза не видела…

Накануне
Приехали мы в Тимераул накануне свадьбы, но у дома и в самом доме наших хозяев было так многолюдно, что поначалу решили, что свадьба вот-вот начнётся.
— Самое интересное впереди, это ещё только готовимся, — объяснили нам и сразу приняли в этот свадебный водоворот.
Оказалось, раньше здесь свадьбы проводили во дворах домов — большая его часть или весь двор почти у всех находится под навесом, в дни праздников там и расставляются столы, скамейки. Кстати, и у наших хозяев во дворе были расставлены столы, скамейки – вышло, что для предсвадебных посиделок мужчин (со стороны невесты).
Ну а современные свадьбы теперь проводят в банкетных залах – они есть в каждой деревне и предусмотрены для свадеб, Маулидов и других торжеств. Кстати, других мест для праздников, типа клубов, у них нет – местные даже не поняли, о наличии какого места мы их спросили.
Так вот выяснилось, что много женщин (многочисленные сестры, тети, родственницы, соседки) собралось в доме в ожидании поездки в тот самый банкетный зал для заготовок. Муж, поехавший на эти заготовки в качестве «наблюдателя» с мужчинами описывал это действо с удивлением и восхищением одновременно: «Одни мужчины довозят и таскают в банкетный зал продукты, напитки, другие рубят мясо – прямо передо мной на готовку нарубили почти тушу коровы. А женщины, быстро разбившись на группы, принялись за готовку многочисленных блюд. Всё это проходит быстро, оперативно – как часовой механизм.
Ну а я, оставшись дома с невестой, всё допытывалась у домашних: «У вас поваров нанимать не принято разве, а официантов?». Мне отвечали, что поваров и официантов нанимают, конечно, просто с таким объемом готовки несколько поваров просто физически не справятся. Тогда ведь я масштаба свадьбы не представляла, иначе бы и вопросов таких не задавала…

На свадьбу – целыми улицами
На следующий день беготня в доме началась с самого утра, и уже в 10 часов утра нас повезли в банкетный зал. Из деревни, кстати, в зал направилось сразу несколько машин – гости ехали целыми улицами. В общем, свадьба началась. При этом объяснили, что участвуем мы в свадьбе невесты, жених проводит свадьбу на своей стороне – для своих родственников и близких.

Банкетный зал оказался огромным, а сколько здесь столов, и приглашенных не перечесть – хозяева сказали, 460 человек!
Рассаживали гостей по мере прибытия, мужчины сидят отдельно, женщины с детьми – отдельно, на столах, где сидят мужчины, спиртное присутствует, на столах, за которыми женщины, спиртного нет. Сначала такая расстановка удивила, но в процессе свадьбы к этому быстро привыкаешь.

Угощение на свадьбе – отдельная «песня». Каждого садящегося за стол гостя официанты буквально заваливают блюдами национальной кухни – тут и глаза разбегаются, и ограничения с диетами напрочь забываются. И, конечно, понимаешь, почему здесь до ночи женщины делали заготовки – с тем, чтобы вкусно и сытно накормить такое количество народа справиться нескольким поварам, пожалуй, нереально.
Кстати, в этот момент я думала о том, сколько же времени может понадобиться для того, чтобы все гости поздравили молодых, подарили подарки. Оказалось, здесь такого даже не предусмотрено.

А поздравляют молодожёнов следующим образом: около входа в зал сидят женщина и мужчина, к которым подходят гости и отдают деньги в качестве подарка молодым – от кого, какая сумма пришла, тут же записывается в тетрадь. А всё для того, чтобы, когда наших хозяев позовут на свадьбу, они по тетради будут знать, сколько им денег положили те или иные родственники, соседи и будут должны положить им «в ответ» не меньшую сумму. Такая вот своеобразная взаимопомощь.

Свадьба – невесты, но почти без неё
Моментом, сильно удивившим меня на свадьбе, стало отсутствие на ней самих виновников торжества — жениха и невесты. Объяснили это тем, что данная свадьба –невесты, но и её поначалу не было – банкет начался без неё.

Потом невеста появилась в вечернем наряде на непродолжительное время – танцевала в кругу родственников, которые закидывали её деньгами, фотографировалась, и её снова увезли.
Появилась она уже через несколько часов в свадебном платье в сопровождении жениха и свидетеля, которые, пока все гости тут веселились, забрали её из дома.

И оказалось, что привезли они невесту к родственникам на банкет тоже не надолго. Сначала молодожены вошли в зал по красной дорожке и сразу невесту завели в круг танца (объяснили, что танцевать она должна очень скромно, стараться даже глаз не поднимать) – около неё начали танцевать мужчины, в основном её родственники, соседи.

Интересно, что в танец вступал тот, в чьих руках оказывалась так называемая палка невесты (передавалась от мужчины к мужчине), и обязательно каждый в начале танца невесту одаривал деньгами.
После таких танцев жених со свидетелем позволили родственникам немного пофотографироваться и сразу увели невесту – уже в дом жениха. Сказали, что там молодых ждут уже друзья жениха: по обычаям, приехав в новый дом, невеста сразу начинает готовить и угощать их хинкалом, и они по умению готовить должны оценить, какую жену взял себе их друг-жених. Так свадьба для самой невесты собственно и проходит.

Танцуют все
Особый колорит кавказским свадьбам, конечно, придают здешние танцы. Честно сказать, женщинам здесь танцевать намного легче – как они выразились на мой отказ от предложения танцевать из-за неумения: «Не умеешь танцевать, можно и просто походить по кругу, но отказываться нельзя».
Кстати, приглашают на танец тоже необычно – дают в руки цветок, и женщина не может отказаться выйти, не принято.

А вот мужчинам действительно приходится танцевать, да ещё как! Причём в этом деле они, среднего возраста и совсем юные, стройные и не очень словно соревнуются друг с другом – кто быстрее, зажигательнее и красивее двигается. И нужно сказать, по внешнему виду даже не угадаешь, кто как танцует – зажигательная музыка преображает всех, и танцорами делает буквально каждого. Наблюдая за тем, какие па мужчины выкидывают ногами, кажется, что этому их учат с рождения. Но, оказывается, нет – просто здесь не танцевать не принято.

Такой вот красочной, необычной и много танцующей мне и запомнилась кумыкская свадьба, поездка на которую позволила ещё увидеть и интересные регионы нашей страны.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *